Поддержка на словах, а на практике?
19 сентября в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялась конференция «Перспективы развития регионального предпринимательства. Новые инструменты и механизмы поддержки бизнес-сообщества». Участие в ней приняли и делегаты АО «Авиабор».
Ведущими спикерами на конференции выступили представители профильных региональных министерств, Аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей, Ассоциации промышленников и предпринимателей и ТПП Нижегородской области.
Обсуждение текущего положения малого и среднего бизнеса получилось весьма неоднозначным. По словам чиновников и сотрудников государственных учреждений, за последние годы количество инструментов поддержки бизнеса заметно увеличилось как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, министр экономического развития и инвестиций Нижегородской области Игорь Норенков рассказал о поддержке бизнеса через присвоение предприятиям статуса приоритетного проекта. В этом случае предприниматели могут рассчитывать на льготы по налогам на прибыль и имущество. Для них предусмотрены субсидии для покрытия банковских процентов и затрат на создание инженерной инфраструктуры. Участникам встречи рассказали о банковских программах, созданных специально для предпринимателей, программе лизинга промышленного оборудования.
Однако, как отметил заместитель генерального директора Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей Александр Аносов, наравне с промышленным ростом, в Нижегородской области продолжают остро стоять проблемы, мешающие развитию бизнеса. Например, практика перекрестного субсидирования. Из-за нее на плечи промышленных предприятий ложится около 8 млрд. рублей дополнительных расходов.
Он обратил внимание на ужесточение налоговой политики в отношении «дробления бизнеса» и в целом на рост налогового давления на бизнес.
Налоговое законодательство РФ позволяет видеть недоплату налогов даже в самых «белых» предприятиях. Например, за неуплату налогов вашего контрагента, налоговая доначислит налоги вам, потому что именно вы должны были проявить «должную осмотрительность» и убедиться в «благонадёжности» контрагента перед сделкой. Несмотря на неопределённость и субъективный характер этих странных и ненормативных понятий, правоприменительная практика сформирована, и суды встают на сторону налоговой инспекции. Сейчас все стали тщательнее собирать доказательства благонадёжности контрагентов, и для налоговой доказывать отсутствие «должной осмотрительности» стало сложнее. Зато появилась новая тема, о которой говорил Павел Солодкий: дробление бизнеса. "Вы проявили осмотрительность и тщательно проверили контрагента на благонадёжность? Вы работаете с ним уже 10 лет? Вы знакомы семьями? Может вы ещё и родственники? Так это значит, что вы аффилированные лица! И ваше сотрудничество ничто иное как единый бизнес, раздробленный специально, чтобы платить меньше налогов! Доначислить!"- считают проверяющие.
Павел Солодкий с горечью рассказал об уничтоженной таким образом лесопилке, которая была семейным бизнесом отца и сына. У них было два юр. лица и в таком режиме они работали более 15 лет. «15 лет назад проверяли – всё было законно. 10 лет назад всё было законно. 5 лет назад всё было законно. Что сегодня-то изменилось?! – возмущается Павел Солодкий, – ведь Налоговый кодекс не менялся! Если эта схема была незаконной и 15 лет назад, то тогда надо наказать инспекторов, которые проверяли эту компанию в прошлом и только потом наказывать саму компанию!» По итогу налоговая начислила сумму, сопоставимую с годовым оборотом лесопилки. И суд встал на сторону налоговой несмотря на поддержку Аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Вопреки обещаниям властей не повышать налоги, по факту налоговая нагрузка на бизнес продолжает расти. Нам лукаво говорят: «Но ведь налоговый кодекс не меняется, налог на прибыль остаётся 20% очень давно, вам не на что жаловаться». Но это не мешает руководителю Федеральной налоговой службы Мишустину Михаилу Владимировичу отчитываться об увеличении налоговых поступлений. За счёт чего? А вот именно за счёт ужесточения налогового администрирования, которое всё чаще доходит до абсурда. Павел Солодкий с печальной улыбкой рассказал, что налоговые инспекторы начали просматривать выпускные фотографии одноклассников, чтобы установить таким образом аффилированность между предпринимателями и обвинить их в дроблении бизнеса с целью неуплаты налогов.
В сложившейся ситуации такому предприятию, как «Авиабор», было бы проще работать только с крупными оптовиками. Но, очевидно, что это существенно тормозит работу завода, а часто вовсе невозможно. Ведь мелкие розничные продавцы потому и существуют, что могут, например, поставить обрезок металлического профиля, а не целый кусок. В конце концов, мы все ходим за хлебом в ближайшую булочную, а не на хлебозавод, хотя булочная зачастую не отвечает требованиям налоговой «благонадёжности» и формально похожа на фирму-однодневку. Поэтому вся работа на «Авиаборе» выстроена так, чтобы обеспечить максимальную экономическую и налоговою безопасность. Благодаря этому за последнее время со стороны налоговой инспекции в адрес завода не поступило ни одной претензии.
«Коммерческая сущность государственных органов России не идёт на пользу экономике, - комментирует итоги дискуссии директор по корпоративному управлению АО «Авиабор» Дмитрий Желудов, – перед ведомствами ставятся чисто коммерческий план (или, по-современному, KPI) по поступлениям денег в бюджет. В результате контрольные органы сконцентрированы только на выполнении своих планов и не учитывают интересы бизнеса, экономики и даже интересы других государственных учреждений».